05.03.2014

 

Зарплата без удовлетворения. Учителя считают, что их рабочая нагрузка возросла.

Опрос, проведённый специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, показал, что учителя не чувствуют значительного увеличения своих доходов. Зато чувствуют, что их нагрузка выросла. По мнению Профсоюза работников народного образования и науки РФ, первоочередная задача для решения этой проблемы- снизить бюрократическую составляющую работы педагогов. 
Несмотря на то, что зарплаты увеличиваются, большинство педагогов не чувствуют значительного улучшения своего материального положения. При этом многие из них считают, что их нагрузка возросла.

Более того, большинству учителей кажется, что стимулирующие надбавки не выполняют своей роли. Их размер не так ощутим, он составляет от 0 до 10% в заработной плате педагога, а дополнительная нагрузка для их получения- обязательна. Многим работникам образовательных учреждений сама система распределения стимулирующих надбавок кажется непрозрачной и несправедливой. В качестве действенной меры, сказывающейся на заработной плате, учителя назвали увеличение подушевого финансирования школ.

По мнению заместителя Председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяны Викторовны Куприяновой, в целом данные исследования соответствуют реальным проблемам педагогов:
- Номинальное увеличение заработной платы учителя не всегда приводит к ощущению увеличения доходов. Прочность материального положения во многом зависит от того, где именно живёт учитель. на селе он- хорошо оплачиваемый специалист, уже просто потому что получает на руки живые деньги. В мегаполисе большинство окружающих будут иметь заработную плату выше, чем педагог. Кроме того, не надо забывать, что цены постоянно растут. И в первую очередь цены на жилищно-коммунальные услуги. кроме того, есть ещё и индивидуальные условия педагога. если учитель в одиночку растит двоих-троих детей, то денег ему как не хватало, так и не хватает.

То, что стимулирующие надбавки теперь выполняют скорее формальную роль, также кажется зампреду Профсоюза логичным:
-Когда вводили новую систему оплаты труда, предполагалось, что стимулирующие надбавки должны составлять около 30% в заработной плате учителя. Однако чётких критериев оценки эффективности педагога просто нет. результаты ЕГЭ, к примеру, для этого не годятся. Потому что не показывают, сколько труда вложено в учеников, насколько сложно было с ними работать. к тому же тестовая система оценки не даёт возможность понять, научил ли педагог своих учеников думать, анализировать. Теперь же власти сами столкнулись с тем, что повышать з/п педагогов до уровня, предписанного поручениями Президента (не менее 100% от средней по экономике района) при помощи стимулирующих надбавок- долго и неэффективно.

По мнению Т.В. Куприяновой, только повышение постоянной части оплаты труда делает зарплату педагога конкурентоспособной и позволяет привлечь молодёжь в профессию. При этом, как считает Татьяна Викторовна, отсутствие чётких критериев эффективности приводит к увеличению нагрузки на педагогов:
- Сейчас учителя работают в среднем на 1,2-1,3 ставки, то есть больше нормы. При этом не нужно забывать и о возросшей бюрократической нагрузке. Оценку эффективности труда учителей заменяют критериями количественными- заставляют отчитываться за проведённые мероприятия.

Написание этой бесполезной отчётности, которая не даёт объективной картины   съедает значительную часть времени педагога, в т.ч. того, которое он мог бы потратить на саморазвитие, на повышение квалификации. Снижение бюрократической нагрузки кажется мне наиважнейшей задачей в образовании.

Источник: http://www.solidarnost.org/articles/articles_3188.html