1. РОЛЬ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В учреждениях общего среднего образования страны созданы и действуют сегодня более трех десятков различных общественных объединений педагогов. Среди них можно выделить: предметные методические объединения, объединения педагогов дополнительного образования, классных руководителей и воспитателей, школы передового опыта и развития профессионального мастерства, педагогические студии, творческие микрогруппы, временные творческие и научно-исследовательские коллективы, проектные команды, школы исследователей, кафедры (по направлениям работы, профильные, межпредметные), учительские клубы, творческие союзы и т.д.
Однако особое место среди действующих в ОУ общественных объединений занимает профсоюзная организация, которая отличается не только спецификой сферы своей деятельности, но и организационно-правовыми особенностями и той ролью, которую она играет в жизни коллектива образовательного учреждения.
Профсоюзная организация в ОУ, как объединение членов Профсоюза создается Профсоюзом работников народного образования и науки России для того, что бы через нее реализовывать уставные цели Профсоюза по защите социально-трудовых прав учителей и других работников отрасли в конкретном коллективе образовательного учреждения.
Профсоюзная организация в ОУ действует не сама по себе, она является представителем и выразителем интересов, организационной структурой более чем пятимиллионного Профсоюза, в чем и является ее особенность и ее сила.
Интересы профсоюзной организации, как и всего Профсоюза, лежат, прежде всего, в социально-экономической плоскости и направлены на достижение социально-экономического благополучия работников. Для того, что бы наглядно показать важность профсоюзной работы, роль профсоюзной организации в школе обратимся к азам экономической теории, исходя из которой все товары и услуги, создаваемые трудом независимо от отрасли производства имеют общее свойство: они воплощают труд их изготовителей (образовательные услуги воплощают труд педагогов).
Каждый работающий является собственником своей рабочей силы и распоряжается ею по своему усмотрению. Денежная форма стоимости рабочей силы выступает в виде заработной платы, премии и надбавок.
Но если цены в товарном производстве образуются конкуренцией при соблюдении прямо пропорциональной зависимости потребительской стоимости от стоимости рабочей силы как товара, то в реальной жизни российского рынка рабочей силы такой зависимости чаще всего не наблюдается. Например, общество нуждается в квалифицированных учителях, но их труд оценивается низкой зарплатой. Сегодня средняя зарплата в образовании чуть выше 50% от средней зарплаты в промышленности.
Это говорит о том, что, добиваясь увеличения прибыли, не только индивидуальный собственник (работодатель), но и собственник в лице государства пытается «выжать» из работника как можно больше, заплатив ему как можно меньше и таким образом решить проблемы сокращения издержек производства. В то же время работники образования заинтересованы в справедливом и достойном вознаграждении за свой труд.
Такой конфликт интересов, когда, оставаясь один на один с органом власти и управления образованием, работодателем или его представителем, педагог реально не может защитить свои трудовые права, добиться изменения статуса своей профессии и привел в свое время педагогов к осознанию необходимости объединения.
В одиночку невозможно защитить себя от произвола работодателя, добиться улучшения условий труда или повышения зарплаты, принятия тех или иных социальных законов на уровне субъекта или страны.
Как показала практика работы Профсоюза работников народного образования и науки РФ по защите социально-трудовых прав учителей в условиях рыночных преобразований последних лет, только объединившись вместе, учителя в состоянии отстаивать свои права и профессиональные интересы.
Значение профсоюзной организации школы заключается в том, что, объединившись, педагоги могут на равных вести социальный диалог не только с отдельным работодателем, но и с органами власти и управления образованием, вносить предложения по вопросам, касающимся реализации социально-трудовых прав работников, выдвигать требования и добиваться их удовлетворения.
Профсоюзная организация школы, дошкольного учреждения обеспечивает реализацию норм Трудового кодекса РФ, заключает коллективный договор, соглашение по охране труда содействует гармонизации социальных отношений учителей, воспитателей, других работников с администрацией (работодателем) в сфере труда. Все это освобождает в отдельности каждого учителя от заботы о повседневной защите своих трудовых прав.
Кроме того, большая роль отводится профсоюзным организациям школ, дошкольных учреждений в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовательных учреждениях. При этом весь этот процесс обеспечивается соответствующей нормативно-правовой базой и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии трудовых коллективов и в целом образования.
Обладая определенными правами и полномочиями, профсоюзная организация реально участвует в регулировании трудовых отношений педагогов, их учебной нагрузке, оплате труда, создании нормальных условий, обобщении и распространении передового педагогического опыта, повышении квалификации учителей.
Велика роль профсоюзной организации в формировании социального поведения педагогов, его социальных установок, соблюдении норм профессиональной морали и т.д.
Профессиональные союзы сами по себе как органы общения, являются могучим средством самообразования. Охватывая собою лиц одной и той же профессии, профсоюзные объединения предоставляют тем самым возможность взаимного обмена результатами и достижениями своего труда».
Таким образом, отличие профсоюзной организации от иных профессиональных общественных объединений, создаваемых в ОУ, заключается в том, что профсоюзные организации основываются на индивидуальном членстве в Профсоюзе и обладают значительными правами в самых различных сферах жизнедеятельности трудовых коллективов. Кроме общих прав, которыми наделены российским законодательством все общественные объединения, профсоюзные организации имеют дополнительные, особенные права, приобретаемые профсоюзами и их организациями в социально-трудовой сфере в соответствии с законом РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовым кодексом РФ.
Исходя из этого у профсоюзной организации более широкий спектр прав и ответственности за состояние социально-трудовых отношений в школе, представительство и защиту прав и профессиональных интересов учителей и других работников образования.
Все же другие общественные объединения действуют в более узких рамках профессиональных проблем, нацеленных на совершенствование педагогического процесса, повышение квалификации, качества преподавания, методической работы и т.д.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРАВА ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Основными целями профсоюзной организации являются:
- представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза на уровне школы;
- обеспечение контроля за соблюдением законодательства о труде;
- организация общественного контроля за состоянием охраны труда ;
- содействие улучшению материального положения, укреплению здоровья членов Профсоюза.
Для достижения целей профсоюзная организация:
- ведет коллективные переговоры с администрацией;
- заключает от имени учителей и других работников образования коллективный договор и контролирует его реализацию;
- оказывает непосредственно или через территориальный (районный, городской) комитет профсоюза юридическую, материальную помощь членам Профсоюза;
- осуществляет общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, правил и норм охраны труда в отношении членов Профсоюза;
- осуществляет информационное обеспечение членов Профсоюза, разъяснение действий Профсоюза в ходе коллективных акций;
- представляет интересы членов Профсоюза (по их поручению) при рассмотрении индивидуальных трудовых споров;
- участвует в урегулировании коллективных трудовых споров (конфликтов);
- по поручению членов Профсоюза, а также по собственной инициативе обращается с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры и др.
3. ПРАВА ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТК РФ.
Правами профсоюзной организации в сфере трудовых отношений являются:
- защита трудовых прав работников (гл.58);
- представление интересов работников (через систему социального партнерства, при проведении коллективных переговоров с администрацией школы, а также при реализации прав на участие в управлении школой, рассмотрения трудовых споров учителей и других работников с администрацией школы) (ст. 29, 52, 53 и далее в скобках статьи ТК РФ);
- участие в коллективных переговорах с администрацией по подготовке, заключению и изменению коллективного договора и на проявление инициативы по проведению таких переговоров (ст.36), с учетом порядка ведения коллективных переговоров (ст.37) и урегулирования разногласий (ст. 38, 40);
- осуществление контроля за выполнением коллективного договора школы (ст.51);
- получение от администрации полной и достоверной информации, необходимой для заключения коллективного договора и контроля его выполнением (ст.22), и по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы учителей и других работников, в т. ч. при реорганизации школы и в других случаях (ст. 53);
- осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст.2, 370 ( по представлениям профкома школы о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, директор школы обязан принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах профсоюзному комитету - ст.22);
- участие в составе комиссии для расследования несчастного случая на производстве, в организации и порядке работы этой комиссии (ст.229);
- создание комиссию по охране труда на паритетной основе с работодателем и их взаимодействие с органами государственной инспекции труда (ст.218, 365);
- право уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов (ст.370);
- участие в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе администрации (ст.82 (с учетом ст.81), при массовых увольнениях - ст.82, часть I с учетом ст.180);
- внесение администрации, педагогическому совету школы предложений по вопросам основных форм участия работников в управлении школой и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении (ст.53);
участие в рассмотрении индивидуальных трудовых споров (гл.60 (ст.381-397), в том числе:
- определение порядка образования комиссии по трудовым спорам (ст.3 84);
- определение порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (ст.387);
- исполнение решений комиссии по трудовым спорам (ст.389);
- вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу и исполнение этих решений (ст.394, 396);
- рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах (ст.391);
участие в рассмотрении коллективных трудовых споров (гл.61(ст.398-418), в том числе:
- выдвижение требований (ст.399);
- соблюдение гарантий в связи с разрешением коллективного трудового спора (ст.405);
- установление порядка объявления забастовки (ст.410);
- реализация права на забастовку (ст.409);
- быть органом, возглавляющим забастовку (ст.411);
- предоставлении гарантий и правового положения работников в связи с проведением забастовки (ст.414);
- представлении интересов работников, не являющихся членами Профсоюза, по их уполномочию во взаимоотношениях с администрацией школы (ст.30 с учетом части VI ст. 377);
- проведении консультаций с администрацией школы по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст.53, часть I; ст. 82 часть I);
- право на создание условий для осуществления деятельности профсоюзного комитета в школе (ст.377, 32);
право на гарантии:
- работников образования, привлекаемых к исполнению профсоюзных обязанностей (ст.170);
- членов профсоюзного комитета, участвующих в коллективных переговорах и подготовке проекта коллективного договора (ст.39);
- работников, избранных в профсоюзный комитет, ревизионную комиссию и не освобожденных от исполнения трудовых обязанностей, и в комиссии по трудовым спорам (ст.384, ст.171);
- для работников, входящих в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов школы и не освобожденных от основной работы (ст.374);
- права на труд председателю первичной профсоюзной организации и его заместителям (ст.376);
- для участвующих в разрешении коллективного трудового спора представителей профсоюзной организации (ст. 405, часть II) (15 ).